В Свердловской области начинается исследование качества образования по модели международной программы PISA https://www.irro.ru/index.php?id=5643
От городского округа Сухой Лог в выборку исследования по модели международной программы PISA вошли 2 школы: МАОУ СОШ № 4 (с.Курьи) и МБОУ ООШ № 9 (с.Рудянское).
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде
ЧТО СТОИТ ЗА ПОНЯТИЕМ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого
смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в жизни общества. |
2. Естественнонаучная грамотность |
это способность вдумчивого взаимодействия с научными идеями и задачами, требующими наукообразного представления |
3. Математическая грамотность |
это способность человека формулировать, применять и интерпретировать математические явления в различных контекстах. Она включает в себя способность к математической аргументации, применение математических концептов, операций, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений. Она способствует пониманию роли, которую математика играет в современном мире, а также ее роли в процессе вынесения взвешенных суждений и решений, необходимых для конструктивной, вовлеченной и осознанной жизни в обществе |
4. Финансовая грамотность |
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни |
5. Креативное мышление |
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Банк заданий по ФГ: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/ Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Отчет по результатам анализа динамики результатов исследования «Оценка по модели PISA» 2019-2020 |
|
Сопоставление требований ФГОС и МСИ |
|
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» |
|
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» |
|
Результаты PISA в 2018 (презентация) |
|
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) |
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa |
Образовательная платформа "Просвещение" |
|
Тест "Цифровые компетенции педагога" |
|
Материалы Института стратегии развития образования РАО |
|
Банк заданий по функциональной грамотности |
|
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности |
Региональные документы
Региональные материалы, мероприятия по вопросам функциональной грамотности |
|
Региональное УМО |
|
Материалы заседания регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Свердловской области 27 января 2022 года |
https://www.irro.ru/structure/441/ |
Региональная сетевая методическая служба «Педсовет 66» | |
ИРО-Экспресс No 1 • 2022 |
https://www.irro.ru/upload/medialibrary/d54/tpfkr8yy2mz |
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
Подробная информация о работе ФГБНУ "ИСРО РАО" по методическому сопровождению регионов в вопросах формирования функциональной грамотности школьников размещена на портале «Единое содержание» https://edsoo.ru/ в разделе «Функциональная грамотность».
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности |
|
Интенсив ЯУчитель 3.0 |
|
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, размещенным по адресу |
|
Презентации выступлений спикеров серии вебинаров по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности 12-19 мая 2021 года |
https://www.irro.ru/index.php?id=5372
|
Функциональная грамотность. Адресные рекомендации
Адресные рекомендации по итогам регионального мониторинга функциональной грамотности https://www.irro.ru/file/347330
Реквизиты доступа к записям вебинаров:
Тема |
Ссылка |
---|---|
Общие итоги. Математическая грамотность |
|
Читательская грамотность |
|
Финансовая грамотность |
|
Естественнонаучная грамотность |
|
Креативное мышление |
|
Глобальные компетенции |
Ученики 4, 7, 10 классов школ, гимназии городского округа Сухой Лог 18 ноября 2021 года примут участие в комплексной диагностической работе (в форме тестирования) для обучающихся общеобразовательных организаций Свердловской области.
Дополнительные дни участия в диагностической работе предусмотрены для обучающихся 10 классов - 25 ноября 2021 года, для обучающихся 7 классов - 09 декабря 2021 года.
Диагностическая работа проводится в рамках региональной системы оценки качества образования и является составляющей регионального мониторинга качества подготовки обучающихся, в ней предполагается участие всех обучающихся, работа предназначена для определения уровня достижения метапредметных результатов Федеральных государственных образовательных стандартов, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) и функциональной грамотности.
(Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (например, сравнение, схематизация, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.)
Данное тестирование – не контрольная работа, но её задания нужно постараться выполнить как можно лучше. Результаты теста помогут каждому обучающемуся определить, что и как можно улучшить в своей подготовке. Результаты тестирования будут получены 11-13 декабря у своего классного руководителя и в личном кабинете в сети Интернет.
Для выполнения заданий предоставляется одна попытка.
Тестирование проводится в онлайн-формате (в исключительных случаях, по решению образовательной организации диагностика может быть проведена с использованием бланковой технологии). Задания выполняются строго самостоятельно. При необходимости можно пользоваться черновиком. Пользоваться калькулятором и любыми источниками информации, кроме самих заданий, запрещено.
Не менее, чем за два дня до проведения оценочной процедуры в школе обучающимся будут выданы логины и пароли к платформе, чтобы они прошли демо-тест и познакомились с инструкцией по прохождению тестирования на платформе. Факт прохождения демо-теста и инструкции будет отражен в Региональной базе данных (РБДО). Время на демо-тестирование и инструктаж – около 3-5 минут.
Выданные реквизиты (логин, пароль) необходимо взять с собой в день проведения тестирования. Тестирование будет открыто в день проведения с 8:00 до 20:00 времени Екатеринбурга (+5 к UTC, +2 к МСК). Все задания тестирования аналогичны тем, с которыми обучающиеся познакомились в демо-тесте. Рекомендуется выполнять каждое задание последовательно, помечая сложные задания и пропуская их. Нужно постараться верно выполнить как можно больше заданий. К помеченным сложным заданиям можно вернуться при необходимости. Через 45 минут система автоматически закроется и сохранит ответы.
Результаты тестирования должны быть максимально объективными, они не влияют на результаты школы и на успеваемость учащихся, но позволят определить пути дальнейшего развития каждого обучающегося.
Уважаемые учащиеся, родители (законные представители) если у вас остались вопросы, их можно задать в своей школе, классному руководителю, учителям.
Желаем успеха!